На одной знаменитой картине Васнецова — три богатыря, на другой — витязь на распутье трех дорог: налево поедешь, направо поедешь, прямо поедешь… До трех раз прощали, но уж если кого проклинали, то — трижды и звали «треклятым». Говорили: «Двое третьего ждут, а уж семеро одного — нет», «Беда беду родит, а уж третья сама бежит». Даже пили (и пьют) «на троих». Катались на лихих тройках, продавали (и продают) втридорога, целовались (и целуются) троекратно. В стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» число «три» неразрывно связано с Россией:
Нас пули с тобою пока еще милуют,
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано.
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Люди издавна говорили: «Помни три дела: молись, терпи, работай». И молились Трисвятому: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!»
А вот некоторые «троичные» обряды.
Тридцать первого декабря, накануне Нового года, в старину непременно лепили трех снежных баб, а затем, шепча заговоры, настаивали их. Пар от снежной «троицы», считавшийся целебным, поднимался к небу, где ярко сияло созвездие Ориона. Пояс Ориона из трех звезд символизировал триединство, каждая из звезд величалась «царем».
Весной также прибегали к помощи священного числа: пашню «троили» — трижды перепахивали, чтобы урожай был хорошим: «У нас пашня троится, а то больно травой зарастает». Веревку обязательно утраивали по толщине — для надежности. Вилы — и те были «тройчатки», раньше их называли «троезубом» или «трезубом».
В русских народных сказках герой часто отправляется за тридевять земель в тридесятое царство, то есть очень далеко. Нетрудно заметить, что и тут присутствует «тройка»: — 3х9 и 3х10.
Многие религии признают и проповедуют триединство Божественного и человеческого мира. Христианская Троица — этот Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой. Индийское Тримурти — Брахма-творец, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель. Китайские триграммы основаны на символике диады инь-ян и возникновения сочетающего в себе эти два начала третьего. У буддистов есть понятие Триратна, три сокровища — Будда, Дхарма (его учение) и Сангха (община верующих, которые им следуют). У кельтов — три Бригиты (Бриджиты). У греков — три Хариты и трехликая богиня волшебства Геката. У славян — Тригла (Триглава), богиня земли…
Соединенная со славянскими ведическими традициями православная идея триединства закрепляла в народной памяти необходимость строгого соблюдения этого принципа во всем.
Как много было построено на Руси храмов во имя Святой Троицы! Построено для памятования всеобъемлющего принципа тройственности. Не только для человека — единства тела, души и духа, но и для сооружения: ведь привычное, примелькавшееся, потерявшее для большинства из нас изначальный смысл слово СТРОИТЬ говорит о том же: для создания любой вещи необходимы архетип (идея, схема, как некое духовное качество), энергия и материя. СТРОИТЬ — значит объединять эту троицу воедино.
В русских буквах поистине вселенский принцип троицы отражен в том, что элементы букв писались на трех уровнях: верхний уровень — Навь, дух; нижний — Явь, стихия, материя; средний уровень — Правь, закон.
В случае с буквой «С» представлено соединение верхнего и нижнего уровней, «навьего» и «явного», духовного и материального. Это означает, что буква «С» является выражением соединения космической мощи со стихийным бытием. «С» еще не говорит о внутренней структуре соединения, но уже буква «Е» замечательна триединством уровней, где второй уровень — Правь — энергетический поток, который ПРАВИТ законом объединения.
Символично, что название буквы «Е» в кириллице — «есть», то есть то, что совершилось, прочно утвердилось на земле.
Написав любую букву славянской азбуки на трех уровнях, легко понять, что она означает в плане космических законов. Вот, например, буква «Ь» («ерь» в кириллице). Это посев семени (О) в материи для достижения духовного уровня (росток, вырастающий до космической нави). Такое происходит как в мире растений, так и людей.
Да, недаром говорят на Руси: «Бог любит троицу». И праздничный ТРЕЗВОН колоколов мелодично напоминает людям о ТРИЕДИНСТВЕ.
Навь_____________________________________дух, архетип
Правь____________________________________душа, энергия
Явь______________________________________тело, материя
Таким образом, приходим к выводу, в числе и в слове «три» заложена глубокая внутренняя идея — создание реальности: устойчивых, наблюдаемых объектов и образов. Слово «три» звучит одинаково на всех языках. На санскрите «три» — это «три», на древнем языке хеттов «три» — тоже «три». На английском «three» произносится как нечеткое «три», на французском «troi» — «труа», на немецком «Dre1» — «драй» при глухом (правильном!) произнесении звучит как «трай». Есть греческое слово «триумвират» — союз трех политических деятелей, латинское «триумф» — блестящий успех, победа в делах. В музыке — «тритон», интервал из трех целых тонов, в физике «тритон» — это ядро атома радиоактивного изотопа водорода — трития, состоящего из одного протона и двух нейтронов. И даже на военных парадах неизменно возглашается троекратное «ура!».
Еще раз вспомним, как много на Руси построено церквей, посвященных Святой Троице, для памятования принципа триединства всего в мире и прежде всего, человека: его духа, души и тела.
Многочисленны праздники, сохранившиеся с древнейших времен величества, в которых через песни, хороводы, обряды постоянно фиксируют в памяти народа принципы о необходимости сохранения триединства.
Наука признала многовековую древность обрядов и праздников в честь «троицы»: в «Словаре славянской мифологии» дано описание Богини Земли древних славян — Триглы (Триглавы). Из имени следует, что богиня была триглава, таким образом четко фиксируется единство трех начал. Храмов ей не ставили ни в городах, ни в селениях: «Не место Владычице Земли среди человеческих жилищ(!), а только среди чистого поля».
С введением на Руси христианства (и до него) праздник Троицы-Триглавы празднуется весной, — весна дает начало новому жизненному циклу. Поэтому и сохранилась поговорка: «С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит». Праздник сопровождался почитанием и украшением березки — символа обновления Природы. Ее обвивали цветами и лентами: «Не завянет до Троицы, — проживет целый год тот, на кого она завита». Березки завивали на полянке, ленточки привязывали на веточки. Две веточки загадывали на свадьбу, венки бросали в воду. Венок плывет по воде — девушка замуж выйдет.
И там же, в чистом поле, заводили троицкие хороводы, празднуя возрождение Жизни в триединстве духа, души и тела.
Очень интересная статья. На мое подсознание повлияла необычным образом. Так как после ее чтения я начала переосмысливать такие вещи как душа, дух и тело.
После прочтения по-новому и с большим пониманием восприняла идею единства духа, души и тела. В прошлом и в нашей истории много мудрости, которую нужно сохранить и беречь.