Сквозь призму времени: 1964-2019. К 55-летию Мастера.


Каждый раз,оставаясь один на с чистым листом бумаги единственной целью, поработать над очередной статьей, ловлю себя том, что, имея определенную тему и конкретные материалы для работы, иногда не знаю с какого края начать. В такой момент мне помощь приходят слова поэта-философа Терентия Травника, вернее,его короткий, но емкий афоризм: «Начни–начнется». Вот сейчас, готовя этот очерк о нем, решаю начать исследования дня года рождения Терентия, в рамках отдельно взятой страны Советского Союза. Было бы интересно узнать кто еще родился день, какие события переживала страна пятьдесят пять лет назад. Листаю старые подшивки газет, всматриваюсь фотографии страницах журналов тех лет; думаю, размышляю, вспоминаю. Это действительно, увлекательное занятие, потому как многое из того,что произошло стране год поэта, оказалось, имеет самое непосредственное отношение к сегодняшнему творческому пути, чем пойдёт речь дальше. Итак,начнем…
Поэт Терентий Травник (Игорь Аркадьевич Алексеев) родился 23 июня 1964 года в Москве. В этот же день, но в иные годы и в других городах и странах на свет появились: английский математик Алан Тьюринг, создавший современные ЭВМ; один из первых ведущих «Взгляда» и создателей независимой телекомпании «ВИD», а затем ее генеральный директор и Президент, генеральный директор «РБК-ТВ», вице-президент Академии российского телевидения Александр Любимов (1962), певец Валерий Меладзе (1965), французский музыкант и композитор Ян Тьерсен – бретонский мульти-инструменталист, композитор-минималист, певец, получивший огромную популярность благодаря саундтреку к фильму Амели; жена Наполеона Жозефина Богарне (Бонапарт) (1763)… При упоминании Жозефины неожиданно вспомнилась красивая и одновременно трагическая песня Павла Кашина «Josephine», впервые исполненная им в 2005 году. Песня поётся от лица Наполеона Бонапарта – императора Франции начала 19-го столетия, страстно и безумно влюбленного в Жозефину, готового положить к ее ногам весь мир:

Я и мой Мюрат —
Растерянные львы.
Я кормлю солдат
Руинами Москвы.
Сломленный в борьбе,
Стою среди руин.
Всё это тебе,
Ma Josephine.

Иоахим Мюрат – самый близкий друг и соратник Наполеона, полководец, главный маршал французской армии. Действие в песне происходит в сентябре-октябре 1812 года в Москве… Бонапарт терпит поражение в русской кампании. Вскоре он отрекается от трона и его отправляют в ссылку на остров Эльбы. Спустя два года, Жозефина скончается от простуды. Бонапарт переживет ее на пять лет и умрет на острове святой Елены. Его последними словами станут: «Франция, армия, Жозефина…».
Особое слово заслуживает русская поэтесса Анна Ахматова (1889-1966), родившаяся с Терентием в один день – 23 июня. В 2009 году поэт посвятил ей стихотворение-поздравление, назвав его просто: «Анне Ахматовой».

Поздравляю Вас, Анна Андреевна,
С днем рожденья сегодня своим!..
Вы родились в июнь – двадцать третьего,
Когда ночь летний день поглотил,

И рассвет на закате рождался,
И кузнечик был легок на песнь…
Я Вам шлю самых нежных фиалок
Из нежнейших стихов в этот день.

Слышу сердцем, как Ваши стихи
Под жасминно-рояльную тему
Выплывают рассветам на смену
И покоем ложатся в груди.

23 июня  2009. Терентiй Травнiкъ

В преддверии юбилея Терентия Травника и Анны Ахматовой сайт МЦБ имени М.А.Шолохова Аксайского района Ростовской области в Литературном календаре и календаре знаменательных дат под рубрикой «Писатели-юбиляры 2019 года» опубликовали фотоколлаж, посвященный поэтам. На память приходят слова из стихотворения Анны Андреевны «Мне голос был…», написанном поэтессой осенью 1917 года. Тогда многие поэты и писатели не приняли советскую власть и навсегда покидали Родину, приглашая с собой и Ахматову, но она видела свое будущее только с Россией:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.

Как истинный патриот своей Родины, Анна Андреевна осталась, разделив с нею все беды и горести, выпавшие на ее долю, прожив долгую, достойную жить, искренне служа своим поэтическим творчеством отчизне. Поэзия Анны Ахматовой близка Терентию по духу, а известные строки, нашли особый отклик в его душе, став руководством и поддержкой ему на всю жизнь:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу…
Стихотворение Травника «Поговори, свеча, со мной…», написанное почти через сто лет в 2012 году, словно отвечает Анне Ахматовой и воспринимается, как продолжение начатого ею поэтического диалога во времени:

Поговори, свеча, со мной,
Поговори, мой друг печальный.
Поверишь, я и сам такой
Бываю, будто изначально
Рождён был, как и ты, свечой
И таял, к жизни пламенея…

В 1964 году вместе с Терентием Травником в СССР родились: Егор Кончаловский – российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер; актер Алексей Нилов, банкир Герман Греф, композитор Дмитрий Ревякин, певица Наталья Гулькина, узбекская певица Азиза, кинопродюсер и кинокритик Сэм Клебанов, певица Маша Распутина, актер Алексей Серебряков, певец Сосо Павлиашвили, музыкант Юрий Клинских, Никита Высоцкий (сын Владимира Высоцкого) – советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, с 1996 года – директор культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке»; певица Алена Свиридова, певица Наталья Ветлицкая, журналист Татьяна Пушкина, певец Евгений Белоусов, музыкант Егор Летов, Кай Метов, продюсер Александр Шульгин, музыкант Вадим Самойлов, певец Евгений Осин… Этот, далеко не полный список людей, родившихся в один день или в один год с Терентием, поражает воображение множеством талантливых современников в различных областях культуры и других сферах деятельности.

Внимательно листая календарные страницы, начав с 2019 года, назад к году рождения Травника, не переставала удивляться символичности событий 1964 года, перекликающихся с его сегодняшней творческой жизнью, чем и спешу поделиться с вами, мои читатели. Так, 11 апреля этого года на экраны СССР выходит фильм Георгия Данелия с символичным, на мой взгляд, названием «Я шагаю по Москве», продолжая и по сей день трогать своих зрителей чистотой помыслов молодых героев картины, навсегда запечатлев, присущую всем юным поколениям искренность, горячность, серьезность, и в тоже время, слегка наивность взглядов на жизнь. Такими были и молодые родители будущего поэта – Аркадий и Люся Алексеевы. Окрыленные рождением сына и полные светлых надежд, они также счастливо и смело «шагали по Москве» – вперед в будущее. Таким вырос и сын Игорь: любящим и хорошо знающим свой город: его улочки, дворики и переулки, никогда не упускающий возможности прогуляться по нему с друзьями, а то и в одиночку, также легко и просто «шагая по Москве». На удивление точно подметил в своем, ставшим знаменитым стихотворении, сценарист этого фильма поэт Геннадий Шпаликов то состояние, которое возникает в душе многих из нас после летнего дождя. Всякому москвичу или приезжему в столицу знакомы эти желанные легкость и свежесть, когда действительно «бывает все на свете хорошо» от того, что «просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь». Любимый, и часто цитируемый Травником московский поэт Никита Иванов, писал о таком дожде:

А он все лил и извивался
Над рябью улиц и аллей,
И то, к чему он прикасался,
Дышало глубже и сильней…

Разве мог Терентий, с головы до ног пропитанный Москвой, не написать музыку на эти слова Иванова и не включить песню в свой репертуар поэта-барда: песня появилась, была записана на студии и многими полюбилась. Вне всякого сомнения, что именно так столичные таланты и признаются в любви к Москве. Стоит отметить, что Травник создал не один десяток стихов, в которых каждая строчка дышит теплом и гордостью за свой город:
Она была такой красивой –
Столица нашего двора –
Москва моя, что мне хватило
Писать о ней не то что силы –
Хватило лёгкости пера.

Слагалось всё само собою
На данном временем листе:
Всё, что звалось во мне Москвою –
От старины до новостроек –
Входило в стиль: был почерк строен
И даже кляксы были те…

23 апреля 1964 года заложено основание фирмы граммофонных пластинок «Мелодия» (ныне госпредприятие «Фирма Мелодия»). Несмотря на то, что сегодня грампластинки ушли в прошлое, Терентий, будучи композитором и музыкантом, лидером группы «Ноев Ковчег», записывает свои песни и мелодии в собственной студии «Lemur Records», оборудованной по последнему слову техники, а потому основание фирмы «Мелодия» в год рождения Травника, я воспринимаю символически. Пусть косвенно, но вполне возможно, что этот факт заложил в матрицу новорожденного москвича и музыкальные способности, и идею иметь собственную студию звукозаписи. Ведь с виниловых дисков именно этой компании началось его музыкальное воспитание и образование.
Двигаясь дальше по датам и событиям 1964 года, отмечаю, что 1 августа – состоялась самая первая передача радиостанции «Маяк». С этого дня по всей стране каждые полчаса начали звучать в эфире ее позывные. Знакомые любому, они и по сей день соединяют сердца слушателей больших и малых городов. Сегодня существует множество радиостанций со своим аудиопочерком, ведущих трансляцию не только в эфире, но и в интернет-пространстве. В море сигналов можно уловить и позывные «ТЭТ-радио» – радио Терентия Травника, автором и главным редактором которого он является. На волнах станции транслируется его музыка, стихи, авторские радиопрограммы «Часы», «Культурное наследие России», рассказывающие об известных отечественных и зарубежных деятелях науки и культуры, и конечно же, детские передачи – увлекательные радиоспектакли по сказкам, срежиссированные и озвученные самим поэтом.
В этом же году 1 сентября – впервые на телеэкране появилась передача «Спокойной ночи, малыши!» После своего первого выхода в эфир, она сразу полюбилась, завоевав сердца не только юных телезрителей того времени, но и их родителей. На удивительно доброй и милой передаче выросло не одно поколение советских детей. Идея передачи появилась у Валентины Федоровой, когда во время визита в ГДР она увидела передачу под названием «Песочный человечек». После ее возвращения из поездки, было принято решение создать и для советских детей телепрограмму, которую они любили бы смотреть перед сном. Первая заставка, появившаяся в 1964 году, была чёрно-белой и изображала часики с двигающимися стрелками. Тогда у передачи не было постоянного времени выхода, и художник Ирина Власова, всякий раз рисовала время заново, но вскоре передача стала выходить строго в 20-15, что и отразилось на заставке, вместе с нею исполнялась колыбельная «Спят усталые игрушки». Сегодня, эта знакомая всем песенка композитора Аркадия Островского, написанная на стихи Зои Петровой, по-прежнему собирает в означенное время у «голубых» экранов и ребят, и взрослых. Несмотря на то, что в наши дни появились новые вечерние передачи для детей, остающаяся, как и тогда в далеком 1964-м году, несомненно самой брендовой. Старейшая на отечественном телевидении пятнадцатиминутная программа «Спокойной ночи, малыши!», с ее неизменной музыкальной заставкой, с успехом выполняет возложенную на нее миссию добра и любви. Любимые ведущие этой передачи Виктор Ухин, Татьяна Веденеева, Ангелина Вовк, Юрий Николаев, Валентина Леонтьева стали для детей всех возрастов чуть ли не родными людьми. Возможно, что именно эта, такая желанная для маленького Игоряши передача, сподвигнула уже взрослого Терентия к озвучиванию детских стихов и сказок в созданном им для юных слушателей пространстве «Детские универсиДеты». Заглавная буква «Д» специально выделенная в слове, подчеркивает детскую направленность этого интересного и всегда востребованного проекта Травника.

Еще одно событие 1964 года привлекло мое внимание: 24 сентября в газете «Известия» опубликованы «Предложения по усовершенствованию русского языка». Будь они тогда приняты, сегодня все мы писали бы «доч» без мягкого знака на конце, а слова «жури», «заец» писали бы так, как слышим. Подобные «предложения» воспринимаются, как минимум безграмотными, а то и варварскими по отношению к родному языку. В настоящее время русский – один из языков не только европейского, но и мирового значения. Наряду с английским, французским, испанским и китайским он входит в число официальных международных языков. Трудно переоценить роль русского языка как в жизни отдельного человека, так и в жизни всего нашего государства: он объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направление научным исследованиям.
Поэт Иосиф Бродский, читая лекции, говорил о языке, как о явном инструменте развития: «с каждым днем в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Чувства, оттенки, мысли, восприятия, которые остаются неназванными, непроизнесенными и не довольствуются приблизительностью формулировок, скапливаются внутри индивидуума и могут привести к психологическому взрыву или срыву…», а потому поэт рекомендовал всякому «просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда – и книги стихов, замечая при этом, что они достаточно дешевы, и тут же дополняя, что «даже самые дорогие среди них стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру».
К сожалению, сейчас для этого богатого и красивого языка настало трудное время. Не секрет, что год от года русский язык засоряется ненужными иностранными словами, просторечными формами, нецензурной лексикой. По этим причинам мероприятия, направленные на сохранение и преумножение богатства русского языка, приобретают первостепенное значение.
Не понаслышке знаю о трепетном отношении Терентия к русскому языку, о значении которого им написано немало статей. «Русский язык – это самое святое, что есть у России, – пишет он. – Благодаря великому и могучему, мы, собственно, до сих пор и представляем из себя суверенное государство. В русском языке находятся коды нашей независимости: в этом-то и весь секрет. А еще в нем – тайна русской гениальности, глубинности и трагедии одновременно…».

4 октября 1964 года состоялось открытие в Москве на проспекте Мира монумента «Покорителям космоса». Примечательно, что первые слова, произнесенные в космосе, были именно на русском языке! И этот факт – еще один повод гордиться русским языком.
10 июня того же года в столице открыт памятник украинскому поэту Тарасу Григорьевичу Шевченко. Установлен он на правом берегу реки Москвы в сквере неподалеку от гостиницы «Украина». Инициатором создания монумента стал Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971), бывший в то время руководителем Советского Союза. Спустя тридцать лет памятник был взят на реставрационные работы, которые продолжались почти двадцать лет и 7 марта 2014 года он был возвращен на прежнее место. Справедливости ради стоит заметить, что в Москве есть многое, что связано с именем Тараса Шевченко, например, набережная в районе Дорогомилово Западного административного округа. Свое название она получила в  1961  году в связи со столетием со дня смерти поэта. Ранее часть набережной, между Бородинским мостом и Дорогомиловским валом называлась Дорогомиловской набережной по  названию Дорогомиловской ямской слободы  и местности Дорогомилово. Набережная Тараса Шевченко расположена между Бородинским и Дорогомиловским мостами, она проходит под  Смоленским метромостом, Новоарбатским мостом  и  мостом «Багратион». На набережную выходит Украинский бульвар и Киевская улица.
Терентию с детства знакома эта часть города. Сам он родился на противоположном левом берегу Москвы-реки в районе Ростовской набережной, где прошло всё его детство. Он частенько ходил с дедушкой через мост на другой берег Москвы-реки, на набережную Тараса Шевченко, в любимый магазин «Филателия». Игорь увлекался коллекционированием марок и, попав в магазин, подолгу задерживался у застекленных прилавков и стендов с сериями почтовых миниатюр. Знаком был ему и сквер гостиницы «Украина», с установленным неподалеку памятником Тарасу Шевченко. Дедушка Георгий, работающий там садовником, частенько брал внука с собой, где тот с удовольствием помогал ему, поливая из шланга, подстригая кусты большими садовыми ножницами, и собирая сломанные ветки. Что говорить, а внуку нравились эти походы, а еще его очень привлекала, расположенная недалеко от памятника, садовническая будка, хранящая разный инвентарь. Врытая в поросший травой земляной холм, она казалась ему сказочной норой с живущими там гномами и хранимыми ими сокровищами, а потому, когда дед просил его сбегать и что-то принести оттуда, Игоряша радовался и нёсся изо всех сил, надеясь выиграть время и повнимательнее все там рассмотреть. Но дедушка все делал быстро, а потому нетерпеливо окрикивал внука, ожидая грабли или веревку. О детстве Травника можно рассказывать бесконечно долго. В моих архивах хранятся десятки часов аудизаписей с его рассказами о детском периоде, начиная чуть ли не с роддома…

Пожалуй, самым заинтересовавшим меня календарным событием 1964 года стал Пленум ЦК КПСС, избравший 14 октября Леонида Ильича Брежнева Первым секретарём ЦК КПСС, а с 8 апреля 1966 – Генеральным секретарем ЦК КПСС. В общей сложности Брежнев Леонид Ильич (1906-1982), находился у кормила власти СССР с 1964 по 1982 гг. Так называемая «эпоха Брежнева» порождает у людей разные оценки от «золотого века СССР» до «эпохи застоя», оставив самые разные впечатления в памяти народной. Как в любом историческом периоде, так и в эпохе Брежнева, были свои плюсы и свои минусы. «Более чем двадцатилетие жизни советского общества – 1964-1985 гг. – приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, с наивысшим в истории СССР уровнем жизни большинства населения.
Именно на этот период приходится детство и отрочество поэта, да и мое тоже. Хорошо помню заботу Коммунистической партии о своем народе и подрастающем поколении с предоставленными Конституцией правами на труд, бесплатным образованием – школьным и ВУЗовским, и медициной. Полным ходом шло расселение коммуналок, и очередники, стоящие на улучшение своих жилищных условий, безвозмездно получали от государства бесплатно новые квартиры. Многие знают, как грамотно был отлажен механизм поддержки материнства и детства, с предоставлением мест в яслях и детских садиках; развита система профсоюзных путевок в пионерские лагеря и профилактории для рабочих заводов и фабрик, а также льготных – для семейного отдыха, в санатории и пансионаты. Хорошо организованное в стране экскурсионное обслуживание позволяло за 10% от полной стоимости путевки, отправляться в трехдневные экскурсии, включавшие трехразовое питание, проживание и переезд туда-обратно по городам всего Союза.
Вместе с тем в стране Советов существовали и явные перегибы, чем и воспользовались партийные функционеры горбачевской «перестройки», назвав брежневское время «периодом застоя». Верно заметил Сергей Есенин, что «большое видится на расстоянии, лицом к лицу лица не увидать…», а потому, прежде чем судить, желательно внимательно рассмотреть все детали картины, а не только те, которые потворствуют собственной выгоде.
Чуткий и внимательный, а порой и резко реагирующий на социальную несправедливость, поэт и публицист Травник, родившийся и выросший в СССР и не понаслышке знающий жизнь советского человека, не раз в своих статьях писал о том, что «тем, кто нещадно критикует советскую эпоху, я всегда привожу только один аргумент, самый, пожалуй, главный: ни одно время в истории России не создало и не вывело в свет таких мастеров поэтического слова, каких явило именно советское время. Ни единичные гении девятнадцатого, ни постперестроечные поэты двадцатого и двадцать первого веков не дотянули до их мастерства. <…> Почитайте Асеева, Симонова, Ваншенкина, Гамзатова, Дудина, Смелякова, Слуцкого, Самойлова, Левитанского, Ошанина, Кедрина, читайте Дербенева, Матусовского, Федорова, Острового и дивитесь их поистине исцеляющей гениальности, наслаждайтесь ею».
Во все времена молодежи по своей природе свойственен бунтарский дух, сильное стремление к переменам. Юность Терентия привела его в ряды молодых неформалов: «Будучи хиппи, я, конечно же, не оправдывал советского правдизма, не был восхищенным адептом советского строя, но сегодня, как никогда, склонен думать, что в основном это было по причине незрелости и по юности лет. Я не был любимчиком системы и во многом терпел от нее нужду. Тем не менее, сейчас уверенно говорю о великой культуре, созданной социалистическим реализмом. <…> Читайте советскую поэзию, слушайте советскую музыку, смотрите именно советские экранизации русской классики, найдите время и взгляните на картины Пластова, Сарьяна, Корина, Грабаря, Иогансона, Юона, Дейнеки, Налбандяна, Пименова, Моисеенко; вспомните именно о советской мультипликации, задумайтесь и не торопитесь с выводами. Поверьте, задуматься будет над чем. <…> Я действительно в своей юности был из тех, кого сегодня называют неформалами, нонконфомистами, продвинутыми и так далее. В силу своих личностных качеств я по-особому смотрел и на советскую действительность, многие стороны которой воспринимал весьма критично. Безусловно, сегодня иное время, но многое из прошлого стало неожиданно для меня необходимым. Нет, я не тоскую, но тогда я и представить не мог, что в своём творчестве буду говорить о социальных бедах, о воспитании детей, об отношениях в семье, причем делать это почти по-советски, почти по-социалистически…».

Непростые отношения с самого начала советской власти складывались у государства с религией. Лишение человека веры в Бога было и остается, пожалуй, самым чудовищным актом руководства страны по отношению к своим гражданам. «С 1917 года был взят курс на лишение РПЦ главенствующей роли. В частности, все храмы по Декрету о земле лишались своих земель. Однако на этом не закончилось… В 1918 году вступает в силу новый Декрет, призванный отделить церковь от государства и школы. Казалось бы, это несомненно шаг вперед на пути к построению светского государства, однако… У религиозных организаций вместе с тем отняли статус юридических лиц, а также – все здания и строения, принадлежавшие им. Понятно, что ни о какой свободе в юридическом и экономическом аспектах, речи более идти не могло. Далее, начинаются массовые аресты священнослужителей и гонения верующих, при том, что сам Ленин писал, что нельзя оскорблять чувств верующих в борьбе с религиозными предрассудками…».
На протяжении всего периода существования советского государства, оно зорко наблюдало за своими гражданами в вопросах веры, пресекая на корню любые поползновения в этом направлении. Послабление в этих вопросах произошло лишь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
И все же, несмотря на преследования верующих, постоянного ведения антирелигиозной пропаганды и воспитания советской молодежи вне веры в Бога, Терентий Травник отмечает в одной из своих статей: «Считается, что советская эпоха не была религиозной. Это очевидно и тем не менее этот вопрос спорный: ведь советское искусство всеми своими крыльями стремилось в небо через сети и силки бушевавшего застойного мракобесия, бескультурья и постсталинистского коллективизма. Ни в этом ли была вера, настоящая вера её носителей. В юности мне повезло: жизнь меня свела, пусть и совсем ненадолго, с подлинными корифеями – Романом Качановым, Василием Бородаем, Гелием Коржевым, Николаем Раковым, и все они были правдоносцами растворенной в народе, но не исчезнувшей веры. Именно на тех полях, что были высеяны их честностью, их любовью и надеждой, возрастала во время перестройки в чем-то пусть наивная, но искренняя православная вера».
Патриот и гражданин, искренне любящий Россию, Терентий Травник, написавший сотни стихов и статей о ее красоте, воспевая добро и правду жизни, не раз касался в своих работах темы духовного и нравственного здоровья человека. Получив «путевку в жизнь» в советское время, он не мог не переживать о будущем своей родины, видя нравственные перекосы и негативные тенденции в развитии сегодняшнего российского общества. В завершении приведу слова Травника, звучащие, как предупреждение, обращенные ко всем нам, живущим на постсоветском пространстве: «Нет, я не сторонник возврата в советское прошлое, но для меня совершенно очевидно то, что если не позаимствовать из него лучший опыт и в образовании, и в медицине, и в социальной защите, если не открыть этот опыт нынешнему молодому поколению, то на смену утерянным и высмеянным сегодня массовым мероприятиям советской эпохи, на смену пусть и атеистической, но все же человечности, придет эпоха экзистенциального изгойства, эпоха отрешенности и отчужденности, безнравственности и потерянности, эпоха совершенно невыносимой жизни…».
На сегодняшний день Терентием Травником написано более ста книг, семьдесят шесть из которых издано. Это не только поэзия, в его животрепещущих статьях поднимаются вопросы как педагогики, так и философии, этики и социологии. Ряд книг готовятся к переводу на иностранные языки. На момент написания этого очерка на Официальном сайте поэта размещено более трех с половиной тысяч стихотворений, тысяча афоризмов и несколько сотен статей. Отрадно, что его творчество хорошо знают не только в России, но и за ее пределами. Современному человеку поэзия и публицистика Травника просто необходимы, как глоток чистой воды, структурирующий его внутренний мир. Вся литература Терентия нацелена на облагораживание мыслей и содействует правильному восприятию окружающей действительности.

И. М. Соловьёва

Об авторе innervoice

Помните, что возможности изменить реальность даны вам только в настоящем. Теория не имеет никакой силы, лишь применяя знания, работая над собой, живя осознанно здесь и сейчас, переходя от информации к трансформации -вы можете по-настоящему раскрыть свой потенциал, стать здоровыми, успешными и счастливыми, обретя любовь и гармонию! Это параллельный мир, в который каждый может сделать шаг уже сейчас! Присоединяйтесь!
Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.